Все начинается с души…

А вы знали, что испокон веков человек так или иначе задумывался о психике? Ещё в древности люди хотели понять – что творится в голове у другого человека. Зарождение психологии началось еще примерно в 320 гг. до н.э. Но в то время психология считалась философией.

Психология прошла очень большой путь. Сначала это была «наука о душе», позже «наука о сознании», далее – «наука о поведении», после чего психология стала «наукой о психике».

Первые представления о психике были сопоставлены с идеями о том, что душа – это независимая от тела сущность, которая управляет всеми живыми и неживыми предметами.

Позднее появились материалисты-философы. Душа стала разновидностью материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких наиболее подвижных атомов.

Платон (ученик Сократа) считал, что душа – нечто божественное. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.

Аристотель – впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Он отрицал взгляд на душу, как на вещество.

В эпоху средневековья остановились на том, что душа все-таки божественное, сверхъестественное начало и изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Благодаря тому, что естественные науки развивались – стали изучать закономерности сознания человека с помощью опытов и экспериментов. Способность думать, чувствовать назвали сознанием, и психология пришла к тому, чтобы развиваться как наука о сознании. Появилась психофизическая проблема – как связаны душа и тело?

1664 год. Бенедикт Спиноза полагает, что мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы) поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, но в более значительной степени оно присуще человеку, у которого оно проявляется в форме интеллекта и воли.

Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.

Появился термин «эмпирическая психология». Введен он немецким философом XVIII в. Х. Вольфом.

 Английский философ Дж. Локк (1632—1704) рассматривает душу человека как пассивную, способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в…

В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Функционалистский подход. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829—1905).

Бихевиористский подход. Американский психолог Дж. Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы исследования.

Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур.

В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты).

Представители когнитивной психологии (от лат. cognitio — «знание») У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям.

Наш мир пластичен, мы живем в замечательное время, хотя иногда конечно пугает его развитие. Наблюдается огромный прогресс в различного рода изобретениях и прослеживается то, как человечество деградирует в плане межличностных отношений. К сожалению, сегодня многие люди забыли какого это быть людьми. Ну речь не об этом. Мир развивается и науки, естественно, тоже, поэтому развитие психологии будет продолжаться бесконечно. Итак, продолжим…

Виднейшие представители гуманистической психологии Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу) предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я».

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю.

Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. «Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов» (Э. Берн).

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли отечественные ученые Л.С. Выготский (1896—1934), А.Н. Леонтьев (1903—1979), А.Р. Лурия (1902—1977) и П.Я. Гальперин (1902—1988).

Весь вклад результатов своих опытов, идей и разработок великими философами и учеными привел к тому, что психология всё-таки стала наукой. На сегодняшний день, многие не верят в эффективность психологии и считают психологов шарлатанами.

Я думаю, время покажет и великим открытиям в психологии быть!


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован.